Ах, Париж…

Мы  были там с мамой  с 18 по 22 октября. Ездили на автобусе "EOROLINES" из  испанской Жироны, 12 часов в пути. Тяжеловато, но терпимо, т.к. ехали ночью. Можно спать и не знать забот, т.к. автобусы удобные. Вообще классно. Город очень красивый. Правда, сейчас он кажется мне лучше, чем когда мы были там. Так, наверное, всегда бывает. Погода была неважная, хотя хоть дождей не было - и то хорошо. Постоянно были тучи на небе, холодно (не выше 20 гр.), пасмурно и т.д. Пару раз моросило слегка. Но мы за эти дни обошли пешком (!!) весь Париж. Жили мы в центре, в 5-10 минутах ходьбы от Лувра и  Нотр-Дама на довольно шумной     улице (rue)    "Saint Denis"  в  маленьком  отеле "Hotel de la Vallee".  

В первый день, как только приехали, сразу пошли на остров Сите, где Нотр-Дам и Сент-Шапель (там очень красивые витражи, ну...просто необыкновенные). Потом по мосту перешли на соседний маленький остров - Сент-Луис. Говорят, там сейчас живут  одни богачи. Туристов  почти нет, очень тихо и спокойно. По дороге на площадь Бастилии зашли в цветочный магазин. До чего же  красиво. Уму непостижимо. Каких только цветов там нет и как они декорированы!!! Наконец  мы дошли до площади Бастилии, где самой тюрьмы уже давным-давно нет, а вместо нее красуется обелиск, и махнули назад, но уже по другой улице, а по дороге назад нашли и полюбовались площадью Вогезов. Сквер на этой площади окружают 36 !!! одинаковых зданий. Построены эти здания в 1605 году !!!!!!!!!!!  Дом номер 21 купил Ришелье!  В шестом доме 16 лет жил Виктор Гюго.  В тот же шестой дом Дюма поселил Миледи, причем согласно роману, она здесь жила в то же самое время, что и Гюго.  Затем мы  пошли к Пантеону, где похоронены "лучшие мужи Франции" - Гюго, Вольтер, т.д. Внутрь мы не заходили, осмотрели снаружи. Таким образом,  мы оказались в самом центре Латинского квартала. Квартал студентов и профессоров, журналистов и библиофилов на левом берегу Сены был назван Латинским еще в Средние века, когда на латыни велось преподавание в расположенном здесь университете Сорбонна.  В церкви Сорбонны, построенной по заказу кардинала Ришелье архитектором Лемерсье, нашел свой последний приют великий кардинал. Рядом находятся лицей Генриха 4(его окончили Виктор Гюго, Франсуа Миттеран) и церковь Святого Этьена или студенческая церковь.  Там мы поужинали в китайско-вьетнамском  фаст-фуде.  Быстро – никакой очереди - и туалет тоже есть. Входишь, перед вами прилавок с разными кушаньями, выбираешь еду ту, которая тебе понравится по виду, ее ставят в микроволновую печь разогреть и на подносе подают Вам на стол. Палочки есть, но и вилки с ножами тоже. И зеленый чай, который оказался вкусный и бодрящим.  Отдохнув немного  пошли  потихоньку назад, к гостинице, по знаменитому бульвару Сант-Мишель к мосту Марии, мимо  площади Святого Мишеля. Ее называют еще площадью влюбленных, потому как парижане часто назначают свидания своим любимым у ну... очень красивого  фонтана Святого Мишеля   там же на площади. Говорят, что оказавшись на мосту Марии или мосту влюбленных надо загадать желание и поцеловаться, тогда оно непременно исполнится. Уже стемнело, повсюду включилась подсветка. Мы еще раз взглянули на уже ночной Нотр-Дам . Отсюда остров Сите с  его великолепным собором похож на корабль, причаливший у берега Сены, а опоры восточного фасада Нотр-Дама, словно опущенные весла римской галеры. По дороге домой  мы завернули   еще на Гревскую площадь где, начиная со средних веков до 1830 года,  устраивались публичные казни. Не мало человеческих трагедий видела эта площадь. Не мало книг рассказывает нам об участи обреченных на смерть. Именно на этой площади по желанию короля Людовика 14 как бы был сожжен граф де Пейрак из сказки о красавице Анжелике, написанной Анн и Серж Голон. Сейчас это мирная, уютная площадь с великолепным зданием Hotel de Ville (или Дом города). Очень красиво, бьют фонтаны, горят фонари... Hotel de Ville – очень такой большой и усыпанный мелкими архитектурными деталями(скульптурками, вензелечками  и т.д ) дом. Это одно из интереснейших зданий в городе. 

На второй день мы совершили подвиг!    Мы столько протопали в этот день!!! Сначала пошли к Лувру, побродили там во внутренних двориках, посмотрели на пирамиды, а экскурсию внутрь музея мы запланировали на следующий день. Потом - в сады Тюильри, там так красиво осенью, повсюду хризантемы, тишина, в фонтанах плавают чайки с утками. Можно сесть на железные зеленые стульчики и наслаждаться покоем. Но... покой нам только снился. Мы пошли вперед - к площади Согласия  (place de la Concorde) с египетским обелиском, привезенным из Луксора и двумя фонтанами. Именно здесь во времена Великой французской революции на эшафоте, установленном по решению Революционного трибунала, в 1793 году была казнена королева Франции Мария Антуанетта. Потом погуляли по Елисейским полям, которые ничего общего с привычным пониманием полей с зелеными лужайками  не имеют. Название это улица получила в  честь наших русских казаков, квартировавших на ней в 1814 году. Дошли до Триумфальной арки  на площади Шарля де Голля. Раньше эта площадь носила имя Звезды (l`Etoile), потому что от этой площади расходятся, как звездные лучи, 12 проспектов, и поднялись наверх - 300 ступенек. Оттуда открываются классные виды на город. Погода была хорошая, красивые облака на небе. Мы перекусили в шумном и многолюдном Макдональдсе на Елисейских полях и по бульвару Клебер пошли к площади Трокадеро и дворцу Шайо (palais de Chaillot). Именно здесь на смотровой площадке находится лучшая точка обзора самого знаменитого творения Гюстава Эйфеля (Tour Eiffel).  Красота! Она оказывается тааааакая большая. Ее подножие -  это примерно как наша площадь в Бишкеке :-)) ."Парижской  дылдой"-  называют Эйфелеву башню, а еще "Пастушкой облаков".  Еще Ги де Мопассан шутил, что так часто бывает в ресторане  на  Эйфелевой башне, лишь потому, что это единственное место в Париже, откуда ее не видно. И это действительно так. Мы ее заметили  еще ,  подъезжая к городу на нашем автобусе.  От Эйфелевой башни  по Марсовому полю,  мы пошли к дому Инвалидов. По пути нас захватил дождь и мы переждали его в первом, попавшемся на нашем же пути, и  очень уютном парижском кафе, где простая  вода стоит 3,5 евро. Дом Инвалидов (Hotel des Invalides) был построен при Людовике 14 для солдат покалеченных во время военных действий. Сейчас здесь размещен Музей Истории Армии.  В соборе Дома Инвалидов покоится прах императора Наполеона Бонапарта, привезенный с острова Св. Елены на корабле "Belle poule" ("Прекрасная курочка") . После грозы  небо очистилось и  парижский воздух был  было прямо- таки прозрачными  и сиреневым. Снимки  там посему получились очень удачными . А потом  снова  переулками  в Латинский квартал - к Люксембургскому саду. А по дороге туда узнали вдалеке башню Монпарнас и полюбовались драгоценностями в витрине ювелирного  магазина. Витрины парижских магазинов неповторимы. Люксембурский сад  - обалденный,  он был построен специально для Екатерины Медичи. Славится лужайками, постриженными в английском стиле, это  излюбленное место прогулок парижан. На скамейках этого сада любили посидеть Поль Верлен, Анна Ахматова и Модильяни, Марина Цветаева. Здесь можно увидеть фонтан Марии Медичи и круг королев - скульптур королев Франции, где почетное место занимает Анна Киевская дочь Ярослава Мудрого, выданная замуж за Генриха 1 и ставшая французской королевой. Там  так спокойно, хорошо и красиво, что и не  хотелось уходить. Но уже темнело и мы  устали, поэтому (дабы набраться сил) снова зашли поужинать и отдохнуть в тот же  азиатский фаст-фуд, что  рядом с Пантеоном, и просидев там  примерно с час очень комфортно (как у себя дома)   отправились в путешествие по ночной Сене. Ближайшую пристань  экскурсионных речных корабликов мы нашли  у Нового моста. Когда-то Новый мост был опасным местом ночью, кишел ворами и жуликами, а днем его наводняли шарлатаны, певцы и фокусники. Всему Парижу были известны песенки Нового моста. Целый час мы катались на кораблике туда и обратно, рассматривали мосты, набережные, Эйфелеву башню, конечно... Запомнился и  самый красивый мост Парижа ,названный в честь российского императора , мост Александра 3.  Сердце екает при виде кружевных канделябров фонарей, пузатых херувимов, скульптур и женских масок, приветствующих всех плывущих по Сене. Все кажется таким родным, российским, питерским. И действительно мост был построен французами на российские деньги в ознаменование заключенного Русско-французского мира. Еще запомнилось и то, как наш французский экскурсовод с истинно французким шармом и юмором рассказывал   на двух языках о  проплывающих мимо фантастически красивых зданиях Парижа.  И только в 11 вечера, зайдя по пути в интернет -кафе для того, чтобы слить снимки с флешки цифровика на компашку, мы вернулись в  наш отель. В общем, если по карте посмотреть, сколько мы прошли, можно смело вносить нас в списки участников Олимпиады по ходьбе. Не подведем!

 

 

 

На третий день мы темпы не сбавили. Сначала пошли в Лувр(Louvre). Лувр  стоит на Правом берегу Сены, чуть западнее Сите. Возведен при Филиппе Августе в конце 12 века. Французские короли жили в Лувре с 14 века, и каждый монарх вносил свои изменения в облик дворца, расширяя и украшая его. Много повидал этот дворец. В годы переноса королевской резиденции в Версаль Лувр даже пустовал, порой давая приют бездомным. А во времена революции здесь располагалась типография и частные квартиры. Теперь Лувр один из самых больших музеев мира, где представлена собираемая веками, богатейшая коллекция произведений искусства.  "Живопись, - писал в своем "Дневнике" Делакруа, - не что иное, как мост, переброшенный от души художника к душе зрителя". В нем  очень  красиво, и действительно много всего интересного. Понравились Египетские находки,  итальянская живопись (среди нее – многострадальная Мона Лиза, которую уже даже фотографировать не разрешают), Венера Милосская, Ника – все по плану. Эпитет, которым можно определить впечатление от Лувра - не восхищение. И не восторг. А, скорее, радость узнавания. Трудно сосредоточиться на чем-то определенном в этом хранилище несметных богатств... 

И все же : отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала шедевром музея? По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место фантазии. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Всему виной  скорее всего внешние обстоятельства, и прежде всего кража портрета в 1911 году. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Только чувство утраты рождает любовь. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и  Винченцо Перуджа. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич… Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Только вот женщин вы там не найдете. Где любовь, там и ревность... 

Мы долго бродили по залам музея и только  на последнем 4-м этаже наконец-то нашли залы Рубенса , увидеть которых очень хотелось  маме. Ее сразила наповал   серия картин "Жизнь Марии Медичи", выполненная  по заказу самой Марии Медичи (1573-1642) - матери французского короля Людовика XIII. Полотна должны были украсить галерею Люксембургского дворца в Париже. Всего  там  двадцать четыре картины . И находятся они в отдельном зале. И конечно же прекрасен (слов нет)  "стеновской" шедевр Рубенса , на которой жена художника - Елена Фоурмен изображена с детьми.  Прекрасными полотнами представлены  картины испанских художников.   Гойя. Мужественное противостояние и вызов окружающему в портрете Ф. Гиймарде.   Мурильо. "Маленький нищий". От избытка наших чувств  там некоторые картины остались неопознанными, например   портрет этой дамы в голубом, да и многие другие. Не нашли  мы и фресок Ботичелли, к сожалению.   А мне в Лувре понравились  апартаменты Наполеона 3, да и вообще там на часть 3-го этажа целиком отдана предметам быта, мебели. Я там просто тащилась...

 

Обедали мы в этот день в ресторане "Pizza-Hut ". Мы просто объелись. Пицца на выбор прямо от печки  и салат,  еще и напиток какой-нибудь по выбору полагается. Мама выбрала пиво, а я холодный чай.

         Потом вдоль  набережной Сены мы пошли в другой  парижский музей – Орсе. Он находится в бывшем здании вокзала Орсе, спроектированный Виктором Лалу для пассажиров компании "Пари-Орлеан", и открытом  14 июля 1900 года. С 1939 года вокзал оказался заброшен и сильно обветшал. От сноса его спасло решение, принятое президентом Помпиду в 1973 году превратить здание вокзала в музей. Работы начались в 1978 году и заняли 8 лет.  В результате великолепный памятник архитектуры сохранился почти в неприкосновенности, и в то же время его огромное пространство удалось приспособить для размещения музейных коллекций. Там выставлены работы импрессионистов. Ну самые-самые – это Клод Моне, Эдуард Манэ, Дега, Ван Гог,Тулуз-Лотрек и др. МОНЕ и МАНЭ. До сего дня мне никак не удавалось запомнить КТО из них КТО. Теперь все понятно тот, который Манэ именуется Эдуардом. Его то навсегда затмил Моне, который Клод. Но натюрморты с цветами у Мане на мой взгляд МНОГОГО стоят. Я обошла весь музей по плану. Интересно, впечатляет. Особенно после всего, что об этом слышал и читал. Мама сразу поднялась на третий уровень к импрессионистам. Их полотна она знает давно и стремилась к ним, как на первое свидание. Особенно же ей хотелось увидеть картины Клода Моне. Его картины очаровывают  светом, атмосферой и красками. Легкие, прозрачные тени, свобода мазка, ослепительная свежесть палитры, размытые очертания предметов, словно смазанные влажным воздухом, они создают  иллюзию света и умиротворенности. Воспевая красоту природы, Клод Моне говорил: "Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет". Глядя на его картины  испытаваешь  эйфорию,  хочется   петь. "... трепет листвы и лучей... на тропинке пчела, что навек заблудилась в мерцаньях..."

Но в этот день пройденные километры дали о себе знать. У меня разболелось колено, а мама натерла мозоли. Короче, после музеев мы поковыляли домой. И опять  вдоль Сены, потом Риволи и  наконец наша  неугомонная даже ночью улочка Сент-Денис .

 

 

Четвертый день обошелся меньшей кровью.  Мы уже стали передвигаться на метро, т.к. я хромала, как последняя бездомная собака. Мы поехали на Монмартр – пристанище художников.  Холм Монмартр (Monmartre) на севере города - самое высокое место Парижа. Когда-то здесь была деревня. В 1860 году ее присоединили к Парижу, и до сих пор этот квартал, со своими жителями, улицами, кафе и виноградниками, несмотря на толпы туристов, сохранил дух французской деревни. Название Mons Martyrum - "холм мучеников" - холм получил в честь казненных здесь в III веке первого епископа Парижа, святого Дени, и его последователей. В начале XX века невысокие цены на жилье привлекли сюда многих писателей, композиторов, художников. Здесь жили Золя, Берлиоз, Ренуар, Сера, Дега, Ван Гог, Пикассо. Сегодня из-за неустойчивости почвы новых зданий на холме не строят. В старых домах расположились бистро, художественные галереи, магазины сувениров. Там же находится очень красивая церковь – Сакре-Кёр,  из белого мрамора. По размерам  вторая  в Париже после Норт-Дама. Из многих районов Парижа видна эта церковь с округлыми куполами, напоминающими скорее восточную архитектуру. Строительство этой церкви символизировало возрождение французской нации после поражения в войне с немцами в 1870-1871 годах. Правда, по другой версии говорят, что церковь построили в память грешных женщин, живших на Монмартре. Мы захватили  там службу и услышали как поют монахини под клавесин. В этом соборе необыкновенная  акустика, звук усиливается многократно под сводами церкви, как эхо. Там,  на  Монмартре, едва выйдешь из здания церкви,  тебя окружают прямо -таки толпы уличных художников с предложением нарисовать экспресс-портрет. И мы не устояли...Нам за 10 мин, буквально,  нарисовали наши портреты, кстати мой весьма удачно. На фото один из художников.

Потом поехали в окрестности Булонского леса. Это западная часть Парижа, можно сказать, его окраина. И  очень красивая. Платаны,  тихо очень, только листья шуршат под ногами. Там находится  частный музей  Мармотанов (Marmottan), который полностью   посвящен импрессионистам и почти весь состоит из   картин Клода Моне. Здесь и та знаменитая     картина, которая дала название всему течению –   «Impression. Soleil levant». Париж. Раннее утро. Расплавленный оранжевый шар солнца только поднимается из утренней мглы, окрашивая небо и воду в теплый розоватый цвет. По Сене медленно скользит лодка. На веслах сидит коренастый, невысокий человек с густой бородой. На нем, как всегда, безупречно белая блуза и похожая на колокол шляпа. Это не рыбак, не праздный отдыхающий, это сам художник. Он жадно впитывает в себя яркие краски, ведь в его распоряжении несколько минут, чтобы зафиксировать этот стремительный переход из ночи в день. Всего 24 часа - и все повторится снова. Сена, лодка-мастерская, ожидание и эти несколько прекрасных мгновений... Так Клод Моне создавал картину   «Впечатление. Восход солнца». Написанная дробными мазками, вблизи картина напоминает мозаику, а по мере удаления от холста раздельные цвета синтезируются в целостный красочный образ. Именно эта картина вызвала наибольший ажиотаж на независимой выставке 1874 года. Критики, издеваясь над молодыми художниками, иронически склоняли  на все лады слово «впечатление» (фр. impression). Однако слово, произнесенное в насмешку, и дало название новому направлению в искусстве, поскольку оно как нельзя лучше отражало то общее, что объединяло этих художников. В этом же музее мы познакомились с  экспозицией талантливого скульптора Камиллы Розали  Клодель . Она была подругой и  музой Огюста Родена. Огюст Роден и Камилла Клодель. Любовь и творчество, над которыми не властно время. Сколько прекрасных работ Родена появилось благодаря Камилле Клодель. "Вечная весна", "Вечный кумир", "Данаида", "Сирены", "Поцелуй"  ,"Мысль", "Аврора". Камилла оставила Родена в надежде обрести себя, как самостоятельного скульптора. "Я должна вырваться из-под его власти", - твердила она. В ее искусстве есть нечто, присущее только женщине, - нежность, трогательная  печаль, чувственность и  эротичность. Особенно же  запомнились те ее работы,  которые    выполнены в  волнующем движении вальса. После  мы  еще поехали к Гранд Опере, погуляли  и там. Зашли в Галереи Лафает – огромный торговый центр. 3 здания, в каждом 4-5 этажей. Жуть. Там мы поднялись на  крышу, снова полюбовались Парижем сверху. Оттуда  уже – на метро к центру Жоржа Помпиду. Это такое интересное здание в стиле модерн, о котором многие  наверняка слышали. Все коммуникации вынесены наружу. Т.е. снаружи – одни трубы, покрашены в  разные цвета. Прикольно!  А оттуда мы уже пошли в отель.

 

 В последний день мы осмотрели здание форума  Ле-Аль (оно  было рядом с нашим отелем).  Сейчас - это современный архитектурный ансамбль, ничем особо не отличается ,нужно сказать. А в бывшем  - это  страшное чреве Парижа, знаменитый рынок, прозванном в народе также двором чудес. От него сегодня не осталась ничего, кроме лишь церкви Сен-Эсташ. Еще внимание там привлекает фонтанчик на  нашей улочке Сант-Денис  . И напоследок мы  купили  акварели с видами Парижа  на набережной перед Самаритэном,  сувениры  и открытки в магазинчике у моста Марии, попробовали французские блины с наполнителями. Вкусны-ы-ы-е  очень, сухие, хрустящие и сытные. А потом  бегом уже на станцию  метро "Les Halles" и на  автобусную станцию "EOROLINES". Едва успели, кстати сказать. И  опять  в путь. А за окном за окном автобуса красивая Франция вечером и на закате. Приехали  в Жирону   рано утром, уставшие жутко...

Перечитала сейчас то, что написала выше и поняла, что многое из увиденного в этой поездке все-таки упустила, но боясь   утомить читателей, заканчиваю  свой  рассказ словами Салтыкова - Щедрина: "Прогулка по улицам Парижа, в смысле разнообразия, не уступает прогулке по любой выставке...Все кругом изящно, легко и, главное, весело. Прежде чем глаз пресытится всеми этими уличными изяществами, какая возможность скуке проникнуть в сердце даже одинокого человека? А в запасе еще музеи, галереи, сады, окрестности, которые тоже необходимо осмотреть..." !!!!

Здесь ссылки на альбомы наших парижских фотографий :

Екатерина и Наталья Черновы.

Рейтинг@Mail.ru

SpyLOG


Hosted by uCoz