Ах, Париж… Мы были там с мамой с 18 по 22 октября. Ездили на автобусе "EOROLINES" из испанской Жироны, 12 часов в пути. Тяжеловато, но терпимо, т.к. ехали ночью. Можно спать и не знать забот, т.к. автобусы удобные. Вообще классно. Город очень красивый. Правда, сейчас он кажется мне лучше, чем когда мы были там. Так, наверное, всегда бывает. Погода была неважная, хотя хоть дождей не было - и то хорошо. Постоянно были тучи на небе, холодно (не выше 20 гр.), пасмурно и т.д. Пару раз моросило слегка. Но мы за эти дни обошли пешком (!!) весь Париж. Жили мы в центре, в 5-10 минутах ходьбы от Лувра и Нотр-Дама на довольно шумной улице (rue) "Saint Denis" в маленьком отеле "Hotel de la Vallee". В первый день, как только приехали, сразу пошли на остров Сите, где Нотр-Дам и Сент-Шапель (там очень красивые витражи, ну...просто необыкновенные). Потом по мосту перешли на соседний маленький остров - Сент-Луис. Говорят, там сейчас живут одни богачи. Туристов почти нет, очень тихо и спокойно. По дороге на площадь Бастилии зашли в цветочный магазин. До чего же красиво. Уму непостижимо. Каких только цветов там нет и как они декорированы!!! Наконец мы дошли до площади Бастилии, где самой тюрьмы уже давным-давно нет, а вместо нее красуется обелиск, и махнули назад, но уже по другой улице, а по дороге назад нашли и полюбовались площадью Вогезов. Сквер на этой площади окружают 36 !!! одинаковых зданий. Построены эти здания в 1605 году !!!!!!!!!!! Дом номер 21 купил Ришелье! В шестом доме 16 лет жил Виктор Гюго. В тот же шестой дом Дюма поселил Миледи, причем согласно роману, она здесь жила в то же самое время, что и Гюго. Затем мы пошли к Пантеону, где похоронены "лучшие мужи Франции" - Гюго, Вольтер, т.д. Внутрь мы не заходили, осмотрели снаружи. Таким образом, мы оказались в самом центре Латинского квартала. Квартал студентов и профессоров, журналистов и библиофилов на левом берегу Сены был назван Латинским еще в Средние века, когда на латыни велось преподавание в расположенном здесь университете Сорбонна. В церкви Сорбонны, построенной по заказу кардинала Ришелье архитектором Лемерсье, нашел свой последний приют великий кардинал. Рядом находятся лицей Генриха 4(его окончили Виктор Гюго, Франсуа Миттеран) и церковь Святого Этьена или студенческая церковь. Там мы поужинали в китайско-вьетнамском фаст-фуде. Быстро – никакой очереди - и туалет тоже есть. Входишь, перед вами прилавок с разными кушаньями, выбираешь еду ту, которая тебе понравится по виду, ее ставят в микроволновую печь разогреть и на подносе подают Вам на стол. Палочки есть, но и вилки с ножами тоже. И зеленый чай, который оказался вкусный и бодрящим. Отдохнув немного пошли потихоньку назад, к гостинице, по знаменитому бульвару Сант-Мишель к мосту Марии, мимо площади Святого Мишеля. Ее называют еще площадью влюбленных, потому как парижане часто назначают свидания своим любимым у ну... очень красивого фонтана Святого Мишеля там же на площади. Говорят, что оказавшись на мосту Марии или мосту влюбленных надо загадать желание и поцеловаться, тогда оно непременно исполнится. Уже стемнело, повсюду включилась подсветка. Мы еще раз взглянули на уже ночной Нотр-Дам . Отсюда остров Сите с его великолепным собором похож на корабль, причаливший у берега Сены, а опоры восточного фасада Нотр-Дама, словно опущенные весла римской галеры. По дороге домой мы завернули еще на Гревскую площадь где, начиная со средних веков до 1830 года, устраивались публичные казни. Не мало человеческих трагедий видела эта площадь. Не мало книг рассказывает нам об участи обреченных на смерть. Именно на этой площади по желанию короля Людовика 14 как бы был сожжен граф де Пейрак из сказки о красавице Анжелике, написанной Анн и Серж Голон. Сейчас это мирная, уютная площадь с великолепным зданием Hotel de Ville (или Дом города). Очень красиво, бьют фонтаны, горят фонари... Hotel de Ville – очень такой большой и усыпанный мелкими архитектурными деталями(скульптурками, вензелечками и т.д ) дом. Это одно из интереснейших зданий в городе. На второй день мы совершили
подвиг!
На третий день мы темпы не сбавили. Сначала пошли в Лувр(Louvre). Лувр стоит на Правом берегу Сены, чуть западнее Сите. Возведен при Филиппе Августе в конце 12 века. Французские короли жили в Лувре с 14 века, и каждый монарх вносил свои изменения в облик дворца, расширяя и украшая его. Много повидал этот дворец. В годы переноса королевской резиденции в Версаль Лувр даже пустовал, порой давая приют бездомным. А во времена революции здесь располагалась типография и частные квартиры. Теперь Лувр один из самых больших музеев мира, где представлена собираемая веками, богатейшая коллекция произведений искусства. "Живопись, - писал в своем "Дневнике" Делакруа, - не что иное, как мост, переброшенный от души художника к душе зрителя". В нем очень красиво, и действительно много всего интересного. Понравились Египетские находки, итальянская живопись (среди нее – многострадальная Мона Лиза, которую уже даже фотографировать не разрешают), Венера Милосская, Ника – все по плану. Эпитет, которым можно определить впечатление от Лувра - не восхищение. И не восторг. А, скорее, радость узнавания. Трудно сосредоточиться на чем-то определенном в этом хранилище несметных богатств... И все же : отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала шедевром музея? По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место фантазии. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Всему виной скорее всего внешние обстоятельства, и прежде всего кража портрета в 1911 году. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Только чувство утраты рождает любовь. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и Винченцо Перуджа. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич… Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Только вот женщин вы там не найдете. Где любовь, там и ревность... Мы долго бродили по залам музея и только на последнем 4-м этаже наконец-то нашли залы Рубенса , увидеть которых очень хотелось маме. Ее сразила наповал серия картин "Жизнь Марии Медичи", выполненная по заказу самой Марии Медичи (1573-1642) - матери французского короля Людовика XIII. Полотна должны были украсить галерею Люксембургского дворца в Париже. Всего там двадцать четыре картины . И находятся они в отдельном зале. И конечно же прекрасен (слов нет) "стеновской" шедевр Рубенса , на которой жена художника - Елена Фоурмен изображена с детьми. Прекрасными полотнами представлены картины испанских художников. Гойя. Мужественное противостояние и вызов окружающему в портрете Ф. Гиймарде. Мурильо. "Маленький нищий". От избытка наших чувств там некоторые картины остались неопознанными, например портрет этой дамы в голубом, да и многие другие. Не нашли мы и фресок Ботичелли, к сожалению. А мне в Лувре понравились апартаменты Наполеона 3, да и вообще там на часть 3-го этажа целиком отдана предметам быта, мебели. Я там просто тащилась...
Обедали мы в этот день в ресторане "Pizza-Hut ". Мы просто объелись. Пицца на выбор прямо от печки и салат, еще и напиток какой-нибудь по выбору полагается. Мама выбрала пиво, а я холодный чай. Потом вдоль набережной Сены мы пошли в другой парижский музей – Орсе. Он находится в бывшем здании вокзала Орсе, спроектированный Виктором Лалу для пассажиров компании "Пари-Орлеан", и открытом 14 июля 1900 года. С 1939 года вокзал оказался заброшен и сильно обветшал. От сноса его спасло решение, принятое президентом Помпиду в 1973 году превратить здание вокзала в музей. Работы начались в 1978 году и заняли 8 лет. В результате великолепный памятник архитектуры сохранился почти в неприкосновенности, и в то же время его огромное пространство удалось приспособить для размещения музейных коллекций. Там выставлены работы импрессионистов. Ну самые-самые – это Клод Моне, Эдуард Манэ, Дега, Ван Гог,Тулуз-Лотрек и др. МОНЕ и МАНЭ. До сего дня мне никак не удавалось запомнить КТО из них КТО. Теперь все понятно тот, который Манэ именуется Эдуардом. Его то навсегда затмил Моне, который Клод. Но натюрморты с цветами у Мане на мой взгляд МНОГОГО стоят. Я обошла весь музей по плану. Интересно, впечатляет. Особенно после всего, что об этом слышал и читал. Мама сразу поднялась на третий уровень к импрессионистам. Их полотна она знает давно и стремилась к ним, как на первое свидание. Особенно же ей хотелось увидеть картины Клода Моне. Его картины очаровывают светом, атмосферой и красками. Легкие, прозрачные тени, свобода мазка, ослепительная свежесть палитры, размытые очертания предметов, словно смазанные влажным воздухом, они создают иллюзию света и умиротворенности. Воспевая красоту природы, Клод Моне говорил: "Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет". Глядя на его картины испытаваешь эйфорию, хочется петь. "... трепет листвы и лучей... на тропинке пчела, что навек заблудилась в мерцаньях..." Но в этот день пройденные километры дали о себе знать. У меня разболелось колено, а мама натерла мозоли. Короче, после музеев мы поковыляли домой. И опять вдоль Сены, потом Риволи и наконец наша неугомонная даже ночью улочка Сент-Денис .
Четвертый день обошелся
меньшей кровью.
Потом поехали в окрестности Булонского
леса. Это западная часть Парижа, можно
сказать, его окраина. И очень
красивая. Платаны, тихо
очень, только листья шуршат под ногами. Там
находится частный
музей Мармотанов (Marmottan),
который полностью посвящен
импрессионистам и почти весь состоит из
картин Клода Моне. Здесь и
та знаменитая
картина, которая дала название всему
течению – «Impression.
Soleil levant».
В последний день мы осмотрели здание форума Ле-Аль (оно было рядом с нашим отелем). Сейчас - это современный архитектурный ансамбль, ничем особо не отличается ,нужно сказать. А в бывшем - это страшное чреве Парижа, знаменитый рынок, прозванном в народе также двором чудес. От него сегодня не осталась ничего, кроме лишь церкви Сен-Эсташ. Еще внимание там привлекает фонтанчик на нашей улочке Сант-Денис . И напоследок мы купили акварели с видами Парижа на набережной перед Самаритэном, сувениры и открытки в магазинчике у моста Марии, попробовали французские блины с наполнителями. Вкусны-ы-ы-е очень, сухие, хрустящие и сытные. А потом бегом уже на станцию метро "Les Halles" и на автобусную станцию "EOROLINES". Едва успели, кстати сказать. И опять в путь. А за окном за окном автобуса красивая Франция вечером и на закате. Приехали в Жирону рано утром, уставшие жутко... Перечитала сейчас то, что написала выше и поняла, что многое из увиденного в этой поездке все-таки упустила, но боясь утомить читателей, заканчиваю свой рассказ словами Салтыкова - Щедрина: "Прогулка по улицам Парижа, в смысле разнообразия, не уступает прогулке по любой выставке...Все кругом изящно, легко и, главное, весело. Прежде чем глаз пресытится всеми этими уличными изяществами, какая возможность скуке проникнуть в сердце даже одинокого человека? А в запасе еще музеи, галереи, сады, окрестности, которые тоже необходимо осмотреть..." !!!! Здесь ссылки на альбомы наших парижских
фотографий :
Екатерина и Наталья Черновы. |